Чтобы спасти команду Формулы-1, у неё отобрали очки. И уволят отличного пилота

0
161

Чтобы спасти команду Формулы-1, у неё отобрали очки. И уволят отличного пилота

Чтобы спасти команду Формулы-1, у неё отобрали очки. И уволят отличного пилота

Евгений Кустов
Фото: Patrik Lundin/Getty Images

Чтобы спасти команду Формулы-1, у неё отобрали очки. И уволят отличного пилота
Ещё её переименовали — из «Форс Индия» в «Форс Индия». А процедурой продажи недоволен миллиардер из России.

24 августа 2018, 01:00

Авто
/ Формула-1

В Формуле-1 есть замечательная команда «Форс Индия» (в девичестве – «Джордан», в котором всего одну, зато дебютную в Ф-1 гонку провёл Михаэль Шумахер и который всем запомнился в 90-е жёлтой ливреей и достойными результатами). В деньгах «Форс Индия» никогда не купалась, но в последние годы выступает стабильно хорошо, сочетая мощные моторы «Мерседес» с добротными шасси и сильными составами гонщиков. Итог — два подряд четвёртых места в командном зачёте и общепризнанное звание «чемпиона среди остальных» и «чемпиона по соотношению деньги/результат».

Увы, от проблем бережное отношение к бюджету и хорошая работа не спасли. Оба основных владельца «Форс Индия», Виджай Маллья и Субрата Рой, давно находятся под преследованием со стороны индийских властей — Рой за долги сидел в тюрьме, а Маллью пытаются экстрадировать на родину из Великобритании. С деньгами у обоих напряжёнка. «Форс Индия» благодаря результатам и нескольким спонсорам старалась держаться на плаву и без подпитки от владельцев, и всё-таки в 2018-м ситуация начала становиться критической: денежный поток грозил иссякнуть, а долги стали расти.

В команде, похоже, так до конца и не поверили, что деньги правда есть, ибо бренд молодой и пока пиара с его стороны больше, чем реальных продаж баночек с напитком.

В том-то и дело, что желающие выкупить команду имелись — другое дело, что предлагаемые ими суммы не устраивали Маллью. Ситуация парадоксальная: с одной стороны, Виджай мог лишиться всего в случае банкротства команды, с другой — хотел по максимуму компенсировать свои прежние вложения в «Форс Индия». При этом сам Маллья до последнего отрицал, что ситуация критическая, и потому не слишком охотно занимался переговорами, хотя у команды не хватало денег, например, на производство новинок для машины.

Довольное долгое время «Форс Индия» пытался приобрести пул инвесторов во главе с производителем энергетиков Rich Energy. Однако в команде, похоже, так до конца и не поверили, что деньги правда есть, ибо бренд молодой и пока пиара с его стороны больше, чем реальных продаж баночек с напитком. Так что третья «газированная» команда в Формуле-1 так и не появилась.

Да, но… Короче, запутанная история. Маллья так и не стал никому ничего продавать, но когда долги стали расти, то ход конём сделал один из гонщиков «Форс Индия» Серхио Перес, который подал в суд прошение признать команду банкротом. Ничего личного — естественно, Чеко не захотел закрытия команды. Просто подобный шаг позволял ввести внешнее управление и уже принудительно продать команду новым владельцам — без учёта мнения Малльи и Роя.

Внешняя администрация взяла контроль над командой перед Гран-при Венгрии, а вскоре после него наконец-то состоялась продажа: «Форс Индия» приобрёл канадский бизнесмен Лоуренс Стролл, который рассматривает такую покупку и как хорошую инвестицию (дай бог, после изменения финансовых правил содержание команды Ф-1 наконец-то начнёт приносить доход, а не разорение), и как возможность развить карьеры собственного сына Лэнса.

И ежу понятно, что в 2019 году Стролл-младший поедет именно за «Форс Индия», но не исключено, что переход состоится прямо по ходу сезона-2018 — и тогда Лэнс заменит в команде проводящего отличный сезон Эстебана Окона. Беда француза в том, что у него, в отличие от Переса, нет за спиной мощных спонсоров. Да, Эстебан — протеже «Мерседеса», но немцы явно не готовы платить столько же, сколько мексиканские покровители Серхио. Да и не для того Перес занимался банкротством «Форс Индия», чтобы вылететь из неё спустя пару гонок.

Ход конём сделал один из гонщиков «Форс Индия» Серхио Перес, который подал в суд прошение признать команду банкротом.

И снова нет! Купить команду Формулы-1 — это не за йогуртом в супермаркет сходить. В Формуле-1 странные, если не сказать дикие правила: при смене владельца нужно получить добро со стороны других участников чемпионата, если вы хотите сохранить все ранее существовавшие бонусы. Речь идёт о десятках миллионов долларов призовых — и когда зашла речь о продаже «Форс Индия», то многие соперники пошли на принцип. Формально — испугались, что теперь в «Форс Индия» возрастёт влияние «Мерседеса», что позволит команде стать ещё сильнее, а немцам — ещё поднять собственный политический статус в Формуле-1. Но понятно, что и перспектива поделить призовые «Форс Индия» между собой конкурентам тоже очень понравилась.

Может, недовольных и уговорили бы, но выяснился ещё один нюанс: купить «Форс Индия» оказалось невозможно без согласия аж 13 индийских банков, связанных с кредитными обязательствами прежних владельцев. Получить все необходимые визы за кратчайший срок было нереально, и в итоге Стролл с компаньонами решился на обходной манёвр: он купил всё, кроме собственно юридического лица «Форс Индия». Соответственно, пришлось заявляться как новому участнику чемпионата, лишаясь и призовых (теперь они светят команде только в 2020-м), и ранее заработанных в сезоне-2018 очков.

Да, но что делать? Или жертвуйте миллионами долларов, или сталкивайтесь с опасностью не получить статуса участника Формулы-1. Деньги у Стролла есть — его состояние оценивается в $2 млрд, так что существование два года без призовых бизнесмен осилит. К тому же есть мнение, что вместе с покупкой юридического лица Лоуренс мог бы получить записанные на старую «Форс Индия» долги на пару сотен миллионов евро – Маллья оформлял собственные вложения в команду как кредиты. Так что ещё вопрос, что хуже — лишиться призовых или отбиваться в судах от финансовых претензий Виджая.

Боимся разочаровать: краткое название новой команды такое же, как и прежде — «Форс Индия». Полное — «Рейсинг Пойнт Форс Индия». «Рейсинг Пойнт» — это название компании, которая купила машины, базу и так далее, ну а от индийских корней пока никуда не деться, ведь именно так называется шасси 2018 года. В 2019-м нас ждёт либо сокращение до «Рейсинг Пойнт», либо, даст бог, какое-нибудь более красивое название. А пока — так.

Да, чуть не забыли. Стролл и компания были далеко не единственными претендентами на покупку. Одним их желающих заполучить «Форс Индия» являлся российский бизнесмен Дмитрий Мазепин — владелец компании «Уралхим». Сын Мазепина Никита — гонщик «Форс Индия» по развитию, а на носу болидов команды уже давно находились небольшие логотипы «Уралхима». В общем, не чужие для команды люди.

Мазепин пытался приобрести «Форс Индия» через компанию «Уралкалий», в которой он является крупным миноритарным акционером и одним из руководителей. Однако бизнесмен из России натолкнулся на недружелюбное отношение внешней администрации. Поняв, что реально купить не саму команду, а только всё её оборудование, «Уралкалий» сделал соответствующее предложение, однако управляющие после долгого молчания ответили, что уже наметили для себя потенциального покупателя и отдают ему предпочтение. Таковым, как вы понимаете, оказался Стролл. Мазепин и «Уралкалий» недовольны столь непрозрачной схемой и не исключают, что обратятся в британский суд с требованием отменить сделку и вновь рассмотреть их предложение. Впрочем, не исключено, что Мазепин всё-таки не захочет погрязнуть в судебных разбирательствах и переключит собственное внимание, например на «Уильямс».

Давайте порадуемся, что «Форс Индия», пусть даже без призовых и с вероятным ухудшением пилотского состава, жива и теперь наверняка дотянет до момента, когда в Формуле-1 будет проведена финансовая реформа. Благодаря более адекватной системе распределения призовых и потолку бюджетов середняки Формулы-1 наконец-то смогут задуматься не только о том, как дожить до следующего года, но и как принести своим владельцам не только результаты, но и прибыль.

Что же до результатов, то совсем уж чудес от «Форс Индия» ждать не стоит. Нынешние проблемы наверняка скажутся на подготовке к сезону-2019, да и Стролл на данный момент уж точно не ровня Окону. Спортивное положение команды пришлось принести в жертву финансовому, но уж лучше так, чем закрытие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here