Всё началось с Квята. Почему сдулась молодёжная программа «Ред Булл»?

0
53

Всё началось с Квята. Почему сдулась молодёжная программа «Ред Булл»?

Всё началось с Квята. Почему сдулась молодёжная программа «Ред Булл»?

Дмитрий Захарченко
Фото: Quality Sport Images/Getty Images

Всё началось с Квята. Почему сдулась молодёжная программа «Ред Булл»?
«Ред Булл» недоволен сменщиком Даниила Квята и опять ищет замену. Почему у Хельмута Марко такие проблемы с пилотами?

7 июня 2018, 16:00

Авто
/ Формула-1

«Торо Россо» ищет замену Брендону Хартли — «Ред Булл» даже обращался в «Макларен» по поводу Ландо Норриса, но в Уокинге ответили отказом. Команда, некогда известная самой обширной в Европе программой подготовки гонщиков, теперь, чтобы заткнуть дыры в составе, вынуждена обращаться к соперникам.

Как так вышло, что огромная империя Хельмута Марко распалась и каковы теперь шансы Брендона Хартли закончить текущий сезон?

Слухи о замене Брендона Хартли появились пару недель назад — после аварии новозеландца в Барселоне, когда тот разбил машину в третьей тренировке и пропустил квалификацию. В шести гонках Хартли набрал всего одно очко и проиграл напарнику четыре квалификации. В «Торо Россо» ждали от чемпиона мира по гонкам на выносливость большего и решили присмотреться к другим пилотам.

«Не удивлены, что соперники интересуются нашими гонщиками. Они видят их талант — как и мы», — цитирует неназванный источник «Макларена» BBC. Британские журналисты сообщают, что «Ред Булл» обращалась в Уокинг по вопросу аренды Ландо Норриса до конца сезона. Предполагается, что переговоры продолжаются, и если «Ред Булл» сделает «Макларену» более интересное предложение, то возможны различные варианты. Впрочем, официально никто из сторон ситуацию не комментирует.

Прежде замена Хартли казалась маловероятной — в системе «Ред Булл» на данный момент нет готовых к Формуле-1 гонщиков, да и в целом у Брендона пока было не так много времени на адаптацию. Предполагалось, что хотя бы один сезон у Хартли точно есть. Однако точно так же всё выглядело и полгода назад, когда Марко выгнал из программы Даниила Квята.

Даниила Квята перевели из «Ред Булл» в «Торо Россо» чуть больше двух лет назад. Понижение во многом было связано с желанием команды побыстрее продвинуть вперёд Макса Ферстаппена. Пьер Гасли в тот момент боролся за чемпионство в GP2, а помимо него в программе «Ред Булл» состояли лишь Нико Кари и Ричард Версхор — пилоты Формулы-4. Гасли уже тогда метил на место Квята в «Торо Россо», но Марко счёл француза неготовым и дал Даниилу второй шанс.

Сезон-2017, увы, перемен не принёс — Квят по-прежнему демонстрировал всплески скорости, но допускал ошибки, разбивал машину и на фоне Карлоса Сайнса смотрелся блекло. Последней каплей стала авария на Гран-при Сингапура — уже на следующей гонке вместо россиянина в кокпит сел Гасли. Однако вскоре стало известно, что Сайнс на правах аренды уходит в «Рено» — и многие решили, что Квят продолжит гоняться за «Торо Россо», просто потому что менять его некем. Кари и Версхор из программы уже были отчислены, а сменившие их Дэн Тиктум и Нил Верхаген только-только закончили с картингом.

Тем не менее, Квята отчислили, неожиданно для всех пригласив на его место Брендона Хартли. Хартли состоял в программе «Ред Булл» с 2006 по 2010 годы, но на уровне Мировой серии «Рено» и GP2 побеждал лишь изредка и потерял поддержку концерна. Набравшись опыта в гонках на выносливость, Хартли получил в «Ред Булл» второй шанс, но все понимали, что, несмотря на прежнее сотрудничество, Брендон попал в «Торо Россо» со стороны. Конвейер гонщиков имени Хельмута Марко начал давать сбои ещё раньше, но теперь стало очевидно, что «Ред Булл» попросту не хватает пилотов, чтобы занять четыре кокпита в Формуле-1.

Теперь сам Хартли оказался на месте Квята. Фактически новозеландец ещё выступает за «Торо Россо» только потому, что у Фаэнцы больше никого нет. Изначально ходили слухи о том, что вместо Хартли у «Мерседеса» могут одолжить Паскаля Верляйна, но в это мало кто верил, учитывая довольно враждебные отношения Тото Вольфа и Хельмута Марко. Вместо этого «Ред Булл» обратился к Заку Брауну по поводу Ландо Норриса, но «Макларен» отказался.

Есть ещё несколько молодых гонщиков, у которых достаточно баллов для получения Суперлицензии, и потенциально они могли бы выйти на старт в ближайшее время. Это, например, Оливер Роуленд, Джордж Расселл, Джек Эйткен или Макс Гюнтер — но у каждого из них контракты с другими командами Формулы-1. Ещё есть Артём Маркелов, резервист «Рено», но он уже заявил, что в «Торо Россо» не пошёл бы. «Зная доктора Марко, зная то, как он губит карьеры молодых пилотов, мне не нужно это», — сказал россиянин в эфире радио «Спорт FM».

И это — репутация Марко — одна из причин кризиса выстроенной им системы. Ещё несколько лет назад попасть в систему «Ред Булл» было мечтой каждого картингиста. В программу входили десятки пилотов, и каждый из них знал, что получит хотя бы один шанс — и получит новый, если окажется сильнее других. Все знали, что условия жёсткие и вылететь из программы можно уже через год, но это всё же был шанс пробиться в Формулу-1, не имея больших спонсоров. Эта система в итоге сделала Себастьяна Феттеля четырёхкратным чемпионом мира, она воспитала Даниэля Риккардо, она привела на подиум Гран-при Китая Даниила Квята.

Но с одной стороны, успех программы «Ред Булл» вдохновил другие команды на создание подобных систем, а с другой — жёсткие требования Хельмута Марко привели к тому, что многие пилоты вообще не получали тех шансов, на которые рассчитывали. Например, Себастьен Буэми и Хайме Альгерсуари до последнего не знали, что с ними не продлят контракт, и потеряли даже теоретические шансы найти себе другую команду. Или можно вспомнить Антониу Феликса да Кошту, которого считали главным претендентом на место в «Торо Россо», но Марко предпочёл ему Квята. Теперь пилоты не так спешат подписывать контракт с «Ред Булл». Так, Макса Ферстаппена удалось подписать только после обещания предоставить ему место на старте — иначе голландец мог бы оказаться в обойме «Мерседеса». Ещё один пример — Роберт Шварцман, которого звали в программу «Ред Булл», но тот выбрал Академию «Феррари».

Всё началось с Квята. Почему сдулась молодёжная программа «Ред Булл»?

Фото: Mark Thompson/Getty Images

Предсказать будущее Брендона Хартли невозможно — сам по себе приход новозеландца в Формулу-1 говорит о том, что в «Ред Булл» готов к самым неожиданным вариантам. Но замену в любом случае придётся искать на стороне, и тогда неясно зачем вообще «Ред Булл» содержать «Торо Россо» — раз уж обкатывать там некого?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here